Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Футбол, как средство физической подготовки в школе, является основой для подготовки учащихся к сдаче норм комплекса ГТО.
Работа по физическому воспитанию в школе характеризуется различными формами, требующими от обучающихся проявления организованности, инициативы, что способствует развитию организаторских способностей, активности и двигательных навыков. Физическое воспитание в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессиональным образованием способствует всестороннему развитию школьников.
Долгое время урокам футбола в школе не уделялось должного внимания; Футбольных секций было мало, поэтому этим видом спорта занимались мало обучающихся. Это связано, прежде всего, с низким уровнем организационной активности образовательных учреждений, однако в последние годы внимание к этой проблеме значительно возросло. В настоящее время развитие школьного футбола считается важным звеном в подготовке юных футболистов.
Уроки футбола используются на всех этапах физического воспитания, так как этот вид спорта очень популярен и отвечает многообразным интересам молодежи в области физического воспитания и здоровья, а также требованиям школьной программы. В настоящее время юноши активно занимаются в футбольных кружках, на уроках физкультуры, играют в футбол во дворе.
Степень изученности темы исследования. Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные ученые как П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, А. И. Быкова, И. А. Метлов, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Г. П. Юрко.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внёс русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт. Он уделял большое внимание в физическом воспитании подвижным играм. В своих научных трудах П. Ф. Лесгафт отмечал не только развитие физический умений детей, но также гармоничному воспитанию ребёнка. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения [22].
Проблему обучения основным приемам игры в футбол учащихся школьного возраста рассматривали ряд авторов: М.Б. Ашибоков, С.К. Городилин, В.П. Кураш, В.Н. Силуянов, А.В. Ситкевич. В то же время следует отметить, что, несмотря на достаточно большое количество работ по методике формирование двигательных действий в футболе, разработок по формированию базовой футбольной техники в младшем школьном возрасте недостаточно.
Государственные стандарты содержания начального физического воспитания (2009 г.) включают спортивные игры. Однако младшим школьникам отводится относительно мало времени на освоение технических элементов и приемов игры в футбол.
Таким образом, теория и практика физического воспитания актуальна и своевременна для создания и обоснования новых подходов к использованию футбола как средства повышения физической подготовленности младших школьников и развития их основных физических качеств.
Цель работы: разработать программу использования элементов игры в футбол на уроках физической культуры для обучающихся младшего школьного возраста..
Объект исследования – физическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие физических качеств младших школьников в процессе использования элементов игры в футбол в рамках школьной программы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия футболом в рамках школьной программы будут способствовать повышению физической подготовки младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме
исследования;
2. Разработать и апробировать программу использования элементов игры в футбол на уроках физической культуры для учеников начальной школы;
3. Оценить эффективность методики развития физических качеств учащихся начальной школы посредством использования элементов игры в футбол.
Методы исследования: анализ научно-методической и программно-нормативной литературы, тестирование, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности.
Практическая значимость результатов работы определяет тем, что в работе представлено содержание программы физического воспитания младших школьников посредством включения элементов в футбол. Данная программа может быть полезна учителям физической культуры.
Структура работы: работа имеет следующую структуру: введение, три главы, выводы после каждой главы, заключение, список литературы и приложение.
Список литературы представлен 41 наименований, из которых 2 на иностранном языке.
В приложении представлена программа физического воспитания младших школьников с использованием элементов игры в футбол.
Во введении представлен методологический аппарат.
В первой главе представлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Выделены особенности организации занятий по физической культуре обучающихся разного звена. Рассмотрены особенности организации занятий футболом с младшими школьниками. Описаны психофункциональные особенности младшего школьного возраста и методы обучения игре в футбол.
Во второй главе представлены результаты диагностики уровня физической подготовки обучающихся 10 лет.
В третьей главе приведено содержание и результаты эффективности экспериментальной методики обучения младших школьников игре в футбол.
Глава 1 Теоретические основы проблемы организации занятий футболом на уроках физической культуры в школе
1.1 Содержание физического воспитания в школе
В школьной программе физического воспитания основное внимание уделяется различным методам и приемам физического воспитания. Помимо общефизкультурной программы они имеют оздоровительно-медицинскую направленность, что определяет содержание занятий с обучающимися специальных медицинских групп.
Программы для обучающихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, разработаны в соответствии с общей и спортивной направленностью.
На основе программы планируются и организуются уроки по физическому воспитанию, профессионально-практические занятия по физическому воспитанию, учебно-тренировочные занятия. Исходя из программы физического воспитания, одним из основных документов планирования является график выполнения учебного материала на год [6]
Физическая культура обладает воспитательными и развивающими функциями в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и формировании стратегии здорового образа жизни каждого обучающегося.
Основное содержание программы физического воспитания состоит из двух направлений – развитие двигательных способностей и навыков, развитие и совершенствование двигательных качеств. Их следует интегрировать методом «сопряженного обучения». Методы реализации этой программы в начальной школе должны обеспечивать общее направление развития. В 5-8 классах необходимо освоить программу физического воспитания учащихся 1-11 классов и использовать методы формирования физической культуры личности.
Спортивно-оздоровительное направление необходимо сосредоточить внимание на освоении содержания физического воспитания в 9 классе, расширении двигательного опыта, укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни с учетом учебно-спортивной базы. Преподавание предмета «Физическое воспитание» в 10-11 классах основано на профессионально-прикладном и оздоровительно-коррекционном направлении, социализации школьников, создании условий для личностной самореализации. По программе физического воспитания необходимо проводить элективные курсы в системе профильного и специального образования.
Направленность учебных занятий на всех ступенях обучения по физической
культуре характеризуется:
-формированием основ знаний о физкультурной деятельности;
- чередованием упражнений высокой и низкой интенсивности, направленных на развитие и совершенствование кондиционных способностей учащихся;
- расширением коммуникативного опыта учащихся в совместной деятельности;
- гибкое введение новых элементов обучения, интеграция различных двигательных действий;
- освоение умения использовать различные системы и физические упражнения на самостоятельных занятиях по физическому воспитанию, направленных на улучшение здоровья и физической подготовленности. равенство;
- расширение адаптационных и функциональных возможностей школьников с использованием методов индивидуализации двигательной активности («круговая тренировка», «сопряженные» упражнения);
- решение проблем со здоровьем посредством физического воспитания (физических упражнений);
- работа во время основной подготовки в режиме спортивной тренировки;
- развитием индивидуальных свойств личности через личностно- ориентированный подход в двигательной деятельности;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1998. - 672 с.
2.Аникина Т. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена / Т. А. Аникина, Т. Л. Зефиров и др. – Казань : КФУ, 2013. - 166 с.
3.Андреев, С.Н. Мини-футбол в школе. / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. — М. : Советский спорт, 2006. — 224 с.
4.Ашмарин Б. А. Теория и методики физического воспитания : Учеб. для студентов вузов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др. ; под ред. Б. А. Ашмарина. – М. : Просвещение, 2015. – 287 с.
5.Беженцева, Л.М. Основы методики физического воспитания: Учебное пособие. / Л.М. Беженцева, Л.И. Беженцева.— Томск : ТГУ, 2009.
6.Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребѐнка): учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М_М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер-М. : Академия, 2012. - 416 с.
7.Быкова, Т.В. Как прыгнуть выше головы / Т.В. Быкова. - М.: ФиС, 2008. – 64 с.
8. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых / Х. Вайн. - М. : Человек, 2004. — 244 с.
9.Гильмутдинов Д.А. Некоторые особенности подготовки юных футболистов 10-12 лет / Д.А. Гильмутдинов, М.А. Родин. // ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет.– Кемерово, 2014
10. Гориневский, В.В. Физическое образование / В.В. Гориневский. - СПб., 1913 - 83 с.
11.Гордон, С.М. Спортивная тренировка : научно-методическое пособие / С.М. Гордон. - М. : Физическая культура, 2008. — 256 с.
12.Деркач, А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 144 с.
13.Джармен Д. Футбол для юных. М.: Физкультура и спорт, 2012. - 61с.
14.Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений / Д.Д. Донской. - М. : Советский спорт, 2015. — 178 с.
15.Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. для студентов вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
16.Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва : научно-метод. пособие. / А.П. Золотарев, А.В. Лексаков, С.А. Российский. — М. : Физическая культура, 2007. — 160 с.
17.Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев. - Краснодар, 2017. - 76 с.
18.Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие / Л.В. Капилевич. - Томск : ТГУ, 2013. — 192 с.
19.Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания / А. В. Кенеман. − М. : Сфера, 2002.
20.Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2005. – 57 с.
21.Кураш, В.П. Футбол в физическом воспитании школьников / В.П. Кураш, С.К. Городилин. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез. международной научно-практической конференции. – Минск, 2003. – С. 259.
22.Лапшин, О.Б. Учим играть в футбол. Планы уроков / О.Б. Лапшин. - М. : Человек, 2015. — 256 с.
23.Лесгафт, П.Ф. П. Ф. Лесгафт: Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 2015. - 400 c.
24.Лях В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории методики их развития в практике физического воспитания / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 2006. – № 2. – С. 2 – 6.
25.Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта. / Г.А. Макарова, Л.А. Никулин, В.А. Шашель.— М. : Советский спорт, 2009. — 272 с.
26.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – M.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
27. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: учебное пособие для студ. средн. спец. учеб. заведений / А.П. Матвеев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - С. 27-67.
28.Михно, Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных футболистов: Учебное пособие. / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази. — М. : Спорт, 2016. — 168 с.
29.Монаков Г.В. Техническая подготовка футболиста / Г.В. Монаков. - М.: «Офсет», 1995. - 128 с.
30.Русаков, В.Я. Методы совершенствования физической подготовки / И.Я. Русаков. - М., 2007. - С. 21 - 24.
31.Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте / Л.К. Серова. - М. : Человек, 2011. — 160 с.
32.ФЗ от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российском Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2007. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2007/12/08/sport-doc.html, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
33.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 128 с.
34.Шаулин В.Н. Физическая культура. 1-4 классы. – Издательский дом «Фёдоров». М., 2012 – 156 с.
35.Швыков, И.А. Футбол в школе: учебное пособие / И.А. Швыков. - М.: Терра и спорт, Олимпия Пресс, 2012. - 144 с.
36.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В. С.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
37.Цветков, Д.С. Оценка показателей функционального состояния и технико-тактической подготовленности юных футболистов / Д.С. Цветков, А.А. Старых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. - № 2 (120). – С. 195-197.
38.Чанади А. Футбол. Тренировка. М.: Физкультура и спорт, 2012. - 268 с.
39.Чехов, А.П. Краткая анатомия человека / А.П. Чехов. - СПб. : Лань, 2013. — 24 с.
40.Stolyarov, V.I. Modern problems of the sciences of physical culture and sports. Philosophy of sport: textbook. / V.I. Stolyarov, A.A. Peredelsky, M.M. Bashaeva. — M. : Soviet sport, 2015. — 464 p.
41.Yakovleva, V.N. Sports and outdoor games as a means of improving health and increasing interest in physical education lessons / V.N. Yakovleva // Science Time. – 2015. - № 7 (19). – Pp. 263-271.